вторник, 7 сентября 2010 г.

Карточка №22 «Пионер – всем ребятам пример!»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Сто затей двух друзей»

СИТУАЦИЯ:
Неугомонные пионеры-изобретатели Витька Пуговкин и Мишка Ромашкин, отдыхая в пионерском лагере, попали в «сложную жизненную ситуацию». Всё началось с того, что кто-то свистнул у киномеханика последнюю пару папиросок. А на следующий день утром, когда Ромашкин утром надевал брюки, неожиданно из его кармана выпали два окурка. Как ни оправдывался Мишка, всё же многие ребята стали посматривать на наших друзей косо. Слухи поползли по лагерю. Положение двух друзей стало незавидным. А больше всех друзей стыдил и обвинял хулиган Тортиков.

Как выявить настоящего воришку и восстановить доброе имя честного пионера Ромашкина?

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Воришка должен САМ себя обнаружить.

РЕШЕНИЕ:
Поговорив с киномехаником дядей Серёжей, наши друзья выяснили, что папиросы он держит на подоконнике, окно при хорошей погоде всегда настеж. С разрешения дяди Серёжи Витька Пуговкин взял ненадолго пачку папирос. Он что-то с ними проделал, а потом осторожно положил обратно.

На следующий день на совет дружины была вызвана вся четверка причастных к происшествию лиц. Дядя Серёжа сразу подошел к Тортикову и велел ему показать язык. Затем он вынул из коробки папиросу и молча стал её размешивать в стакане. В стакане быстро появилась лиловая, как школьные чернила, жидкость.

«…- Папиросы в пачке, из которой снова пропали две штуки, были припудрены серым порошком из грифеля чернильного карандаша. Кто такую папиросочку выкурит, у того рот станет, как грязная чернильница. А теперь пусть Пуговкин, Тортиков и Ромашкин встанут рядом и покажут нам свои языки.

И тут все неожиданно увидели, что у лагерного Шерлок Холмса Тортикова был такой язык, словно он старательно вылизал с десяток хороших клякс…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
С позиции «вепольного анализа» - в терминологии ТРИЗ – был создан комплексный веполь, - введена добавка вещества, дающего на выходе «сигнальное» поле. В полном соответствии со стандартами на «обнаружение»  в системах.

КОММЕНТАРИЙ:
Классическая «химловушка», говоря милицейским языком.
Наш ответ Джеку Лондону (см. Карточку №1 «ХОХОТ ШАМАНА»). ТРИЗ «по-пионерски».
Пример можно с успехом использовать при обучении ТРИЗ младших школьников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий