понедельник, 20 сентября 2010 г.

Карточка №77 «Шляпу сними» (1-2)

ИСТОЧНИК:
Виктор Тимохов, «Шляпу сними»

Алексей Захаров, «Запретить нельзя разрешить»

В.Войнович, "Москва 2042"

Личные соображения автора блога


СИТУАЦИЯ:
«Один американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?»

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Дама должна снять шляпу, чтобы сидящие за ней зрители могли без помех смотреть фильм,  и не должна снять шляпу, потому что не желает этого делать.

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
«Подсказка 1[ИКР]
Дама САМА хочет снять шляпу»

РЕШЕНИЕ:
«А вот как. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушню. Даже в темноте зала. (Виктор Тимохов)»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
«Психологический» эффект (смещение акцента в мотивации зрительницы)

КОММЕНТАРИЙ:
Замечательная задача.
Красивое, нетривиальное, остроумное решение.





СООБРАЖЕНИЯ:
…Ну а теперь, когда слезы умиления подсохли, уважаемые единомышленники, позволю себе поделиться вопросами, сомнениями и соображениями относительно самой задачи и предлагаемого решения.

1. "Один американский кинотеатр…"
Предполагается, что в остальных кинотеатрах, в том числе и неамериканских, дела обстояли иначе? Почему? А как обстояли дела с подобной проблемой в местах проведения других зрелищных мероприятий – в цирке, театре, на стадионах, на скачках?..

2. "Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?" 
Классический пример навязывания "задачедателем" направления в решении задачи. Давайте определимся, что нам нужно – снять с дам шляпы или без помех смотреть кино?..

3. Цитата: "Подсказка 1[ИКР] 
Дама САМА хочет снять шляпу"
------------------------------------------
На основании чего формулируется такой, с позволения сказать, ИКР? У нас определены оперативная зона, конфликтующая пара "ИЗДЕЛИЕ-ИНСТРУМЕНТ"? Прошу прощения у милых дам, но в нашем случае "дама" - это самое что ни на есть настоящее "изделие", "природный объект", который, как известно, плохо поддается изменениям.

А как быть с одним из основополагающих правил АРИЗ: менять следует ИНСТРУМЕНТ или ту часть ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, которая непосредственно взаимодействует с ИЗДЕЛИЕМ? 

ИКР "Дама САМА хочет снять шляпу" очень похож на ИКР "пар должен сам себя держать" в задаче о производстве гидратцеллюлозной нити (Г.С.Альтшуллер. Найти идею. – Петрозаводск, 2003. – с.88-89). Другой пример подобного "ИКР": "огонь должен сам себя тушить"…

(Впрочем, с огнем я, похоже, погорячился, поскольку известен вполне "тризовский" способ тушения лесных и степных пожаров огнем (т.н. "встречный пал", описанный еще у Джеймса Фенимора Купера в "Прерии"). Но и в этом случае не сам огонь себя тушит, а совсем другой огонь… Хотя, это вопрос уже для обсуждения в соседней теме, приспособленной под пожары.)

Теперь о предлагаемом выше решении.

4. Кто-то всерьез полагает, что дамы, совершенно глухие к призывам администрации кинотеатра быть ЭЛЕМЕНТАРНО вежливыми (вот ведь асоциальная публика подобралась!..), вдруг дружно отреагируют на абсолютно прозрачный, манипулятивный и, на мой взгляд, примитивный намек относительно оценки окружающими их возраста? "Меня терзают смутные сомнения…"

5. Кто-то всерьез полагает, что 75-летняя леди, услышав предлагаемое в качестве решения воззвание, кокетливо улыбаясь старческой беззубой улыбкой :), величественно снимет шляпу со своей головы? Хм…

6. Кто-то всерьез полагает, что 16-летняя мадемуазель, услышав такую просьбу, тоже судорожно сдернет шляпку ("Не дай бог примут за старушенцию!")?

7. Что произойдет, если в кинотеатр случайно забредет эмоционально зрелая, уверенная в себе, самодостаточная женщина (в шляпке, разумеется)? Ну, скажем, Коко Шанель, которой приписывают высказывание: "Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще"? Как быть?

8. Как быть с культурными традициями? Задачка у нас, впрочем, американизированная, и тем не менее? Не знаю уж, как у американцев, но вот в дореволюционной России, к примеру, для женщины-горожанки находиться в публичном месте без шляпки было равносильно тому, чтобы повесить себе на грудь табличку с надписью "гулящая".

9. Как быть, если в кинотеатр пожалуют мужчины в головных уборах типа "цилиндр", "феска", "сомбреро"? Какую струну в их мотивационной сфере потребуется затронуть администрации кинотеатра?

Предлагаемое решение, вне всякого сомнения, изящное. Вот только применить его, пожалуй, получится в какой-нибудь иной ситуации и, скорее всего, в индивидуальном, а не массовом порядке. 

Мое мнение (спорное, разумеется): задачка эта искусственная, учебно-тренировочная, призванная наглядно продемонстрировать возможности "сильного мышления" и, скорее всего, придумана под готовое решение, относящееся совсем к другой проблеме.

Если уж решать задачу, то по всем правилам, для начала обострив противоречие до предела, введя дополнительные ограничения. 
Ну вот, например, так:

- кинотеатр наполовину заполнен дамами "а ля Коко Шанель", поголовно в высоких шляпах с широкими полями; вторая половина зрителей – мачо в сомбреро и с наколками "не забуду мать родную" на груди :);
- зрители "разноязычные", говорят каждый на одном из 18-ти языков (допустим, идет сеанс "немого" кино, так что знание английского совсем необязательно);
- религиозные или любые другие убеждения запрещают им снимать в кинотеатре головные уборы;
- и, несмотря на это, каждый из зрителей видит все, происходящее на экране, не создавая помех окружающим.

Как теперь решается задача?

Кстати, кто-нибудь помнит, как герой Олега Табакова решил нашу задачу в фильме "Человек с бульвара Капуцинов"? Он просто отхрястал ножницами все перья в "султане" сидевшего перед ним вождя индейцев. Радикально и эффективно... :)

to Сергей
Цитата: "печку включить"
-----------------------------------
Коротко, сжато, по существу :)
Теперь осталось постараться восстановить ход Ваших рассуждений.
Включим печку - будет жарко - посетители САМИ захотят снять шляпы. Угадал?

Похоже, вырисовывается отдельный класс стандартов "на раздевание" :)

А как быть с введенным искусственным запретом на снятие шляп?
И потом, мешать просмотру может не шляпа, а достаточно высокая дамская прическа. Или "ирокез". Знаете, какие в прежние времена прически бывали? "Ого-го! Я тебе задам!" Такие "бабетты" при помощи поллитровых банок наворачивали, "мама, не горюй"...

Кроме того, использование печки вызывает нежелательный эффект - дискомфорт у зрителя. Кому захочется париться в жарком и душном кинотеатре? Снова убытки...

to Алина
Цитата: "...киноэкран располагается на потолке))"
-------------------------------------------------------------------
Я, как Вы понимаете, не знаю единственного "правильного" ответа и не претендую на такое знание. "Правильный" ответ всегда зависит от вводимых ограничений и запретов на изменение инструмента, изделия и внешней среды.

Этот Ваш вариант мне нравится больше предыдущего "контрольного" ответа. Но возникают нежелательные эффекты.

Например, удобно ли будет сидеть час-полтора, задрав голову вверх? Это не физиологично и с точки зрения эргономики и инженерной психологии - не годится. Можно, устранить этот НЭ, устроив лежачие или полулежачие места для зрителей.... Но при этом возникают новые нежелательные эффекты.

А если такая вводная: кинотеатр летний, расположен на открытом воздухе. Нет потолка. Как быть? :)

Сразу вспоминается анекдот: "...Слушай, ты чей друг? Мой или тигра?!" :)

to Алина
------------
Информация к размышлению:

"...- Кино! Кино! - закричала дежурная и кинулась на улицу, на ходу заворачивая назад козырек своей кепки.

Ничего не понимая, я ринулся за ней, выскочил наружу и остолбенел. Все небо над головой полыхало разноцветным пламенем. На облаках, покрывавших сотни или даже тысячи гектаров неба, демонстрировался какой-то фильм. Появились ясно различимые фигуры. Две дамы в роскошных платьях пили в ресторане шампанское. Медленно проплыл длинный "кадиллак". В кабинете, уставленном антикварной мебелью, спортивного сложения господин говорил по телефону, откинув в сторону руку с дымящейся сигарой.

Я пригляделся и ахнул: это был "Даллас", знаменитый американский фильм, тысячи серий которого еженедельно в мои времена показывали в самой Америке и во всех странах Европы.

"Кофе без молока - все равно что вторник без "Далласа", - припомнилась мне реклама на станции нашей штокдорфской электрички.

Фильм был немой, но русские титры расплывались по облакам."
----------------------------------
В.Войнович, "Москва 2042"

РЕШЕНИЕ-2:

Техническая система для просмотра фильма включает: зрителя, помеху, экран.

Примечание: 
- строго говоря, "зрителя" следует заменить на "глаз", точнее - на "зрачок";
- "помеха" может быть шляпой, высокой прической, головой высокого зрителя. Собственно, нас интересует верхняя точка "помехи";
- "экран" следовало бы заменить на "изображение", причем для решения задачи нас интересует не вся "картинка", а лишь её нижний срез.

ТП-1: Если помеха находится между глазом и изображением, то передний зритель ("носитель" помехи) может видеть фильм, но зритель, сидящий за ним, фильм не видит.

ТП-2: Если помеха не находится между глазом и изображением, задний зритель может видеть фильм, но передний зритель испытывает неудобство (вынужден наклониться, снять шляпу, изменить прическу, выйти из зала…)

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить просмотр фильма задним зрителем без создания неудобств для переднего зрителя.

Опустим дальнейшие шаги АРИЗ, чтобы не перегружать читателя ненужными деталями. К тому же, задача может быть решена без применения алгоритма, простыми рассуждениями и преобразованиями в пространстве.

У нас есть три "точки" в пространстве: "глаз" (изделие), "помеха" (изделие), "изображение" (инструмент, воздействующий на глаз). Проблема заключается в том, что "помеха" расположена на линии "глаз-изображение".

Представляются очевидными всего три способа преобразований в данной системе:

1. Поднять глаз, чтобы помеха оказалась ниже оптической линии "глаз – изображение".
2. Опустить помеху, чтобы оптическая линия "глаз-изображение" оказалась выше помехи.
3. Поднять изображение, изменив угол наклона линии "глаз – изображение", чтобы помеха оказалась ниже этой линии.

Два первых варианта реализованы еще в незапамятные времена (пример: амфитеатр, где вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений, I век н.э.). Для любого современного школьника, однажды посетившего "один российский кинотеатр", задача "Шляпу сними" покажется смешной, нелепой и надуманной.

Однако, такое решение (переоборудовать зрительный зал, разместив ряды "ступеньками") может оказаться непригодным для "одного американского кинотеатра": потребуется закрыть заведение на месяц-другой, опять убытки…

Технически гораздо проще выполнить третье преобразование: поднять экран. Скажем, на пару метров. Разумеется, и здесь возможны ограничения, например, высота помещения не позволяет поднять экран, изображение "вылезет" на потолок…. Как быть?

В этом случае можно уменьшить размер изображения, одновременно передвинув экран ближе к зрительному залу. При этом угловые размеры изображения на экране для зрителя не изменятся. Тут уже не обойтись без знания конкретных особенностей ситуации и натурного эксперимента.

Возникает даже положительный эффект: освободившееся за экраном пространство можно использовать под подсобное помещение, бильярдную, "рюмочную"… (Как любят говорить тризовцы, довольно потирая руки, после того как нашли хорошее, по их мнению, решение для никому не нужной или давно решенной задачи: "Хорошее решение еще и пирожки печет!" :)))

to Павел 

Цитата: "#3 Такое же решение было предложено для того, чтобы ограничить скорость конных экипажей, двигающихся по городу. Быстро разрешили ездить только женщинам старше тридцати. :)"
-------------------
Вот эта ситуация мне кажется более правдоподобной, чем ситуация с "одним американским кинотеатром". Не удивлюсь, если именно такая или схожая реальная история и стала отправной точкой для "кинотеатра". Интересно было бы заглянуть в первоисточник… Павел, у Вас не осталось концов от этой информации? Поиском не нашел…

Но в любом случае, минусы и этого изящного решения очевидны: решение половинчатое, только для женщин, озабоченных мнением окружающих об их возрасте. 

А если попробовать применить такое решение для нашей современной российской действительности? Сработает? Допустим, под знаком "Ограничение скорости" прикрепить табличку "На пожилых дам и умственно-отсталых водителей ограничение скорости не распространяется". А то и в ПДД прописать, провести через Думу? ;)

Все-таки при решении задач такое ИЗДЕЛИЕ, как ЧЕЛОВЕК нужно трогать в последнюю очередь, в полном соответствии с примечанием 21 к шагу 2.3 в АРИЗ-85-В. Надежнее манипулировать железяками, они более предсказуемы, имхо.

ПРИМЕЧАНИЕ:
В карточке использовано обсуждение задачи в одной из групп одной из социальных сетей)


Комментариев нет:

Отправить комментарий