четверг, 23 сентября 2010 г.

Карточка №84 «Брат, поди сыщи брата!


ИСТОЧНИК:
Марк Твен, «Приключения Тома Сойера»

СИТУАЦИЯ:
«… Он соскоблил верхний слой земли, и внизу оказаласть тонкая сосновая дощечка… В тайнике лежал алебастровый шарик. Изумлению Тома не было границ. Он со смущенным видом почесал затылок.

- Эге-ге! Вот так штука!

Он с досадой отшвырнул шарик и принялся размышлять. Дело в том, что его обмануло поверье… - если зароешь шарик, произнеся над ним необходимые заклинания, и в течение двух недель не будешь трогать его, а потом откроешь его с тем же заклинанием… - то вместо одного шарика ты найдешь все, какие были когда-либо потеряны тобой, как бы далеко не лежали они друг от друга. Но чуда не произошло, это ясно, и все, во что верил Том, было подорвано в корне…

…Потом ему пришло в голову, что не худо было бы найти хоть этот шарик, который он только что бросил, и он принялся терпеливо искать его, но ничего не нашел…»

Итак, перед нами задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ. Надо найти алебастровый шарик. Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шарик должен быть обнаружен, и не должен быть обнаружен.
Коротко: шарик должен быть… и не должен быть.

ИКР:
Шарик САМ себя обнаруживает.

РЕШЕНИЕ:
«…Он вернулся к тайнику и встал на то самое место, с которого только что бросал шарик, потом вынул из кармана другой и бросил его в том же направлении:

- Брат, поди сыщи брата!

Он заметил, где остановился шарик, и стал искать там, но не нашел. Должно быть, второй шарик или не докатился, или залетел слишком далеко. Он попробовал еще раз, другой, третий и наконец добился успеха: оба шарика лежали на расстоянии фута друг от друга.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
МПиО (метод проб и ошибок): Тому пришлось делать несколько попыток
- принцип «однородности» (взаимодействующие объекты в задаче на обнаружение должны быть из одного материала, либо сходного по свойствам)
- принцип «копирования» (один шарик нашел другой шарик)

КОММЕНТАРИЙ:
При всей комичности и забавности рассмотренной ситуации, она ярко демонстрирует суеверия, "творившиеся" в головах американских мальчишек XIX века. Однако, нельзя не отдать Тому должное.

Вместо того, чтобы разбить территорию на квадраты и методично обшарить её всю, Том поступил вполне «по-тризовски»: шарик САМ себя обнаружил. Правда, это был не тот шарик, а его точная копия… но все-таки Том честно заслужил свои «пять с плюсом» баллов…

ТРИЗ – пионерам и школьникам :)



Комментариев нет:

Отправить комментарий