вторник, 21 сентября 2010 г.

Карточка №81 «Диагноз по кляксам?»

ИСТОЧНИК:
Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам. – Наука и жизнь, №6, 1989., с.33-39

СИТУАЦИЯ:
Существуют ли психологические методики изучения личности по косвенным параметрам? Да, и в качестве примера такой проективной методики можно привести так называемый тест пятен Роршаха.

«Очень высокий интеллект с ярко выраженным научно-техническим талантом, высокой продуктивностью и хорошей способностью к наблюдению. Прилежный работник, ориентированный на качество. Литературно одарен…»

«Низкий интеллект, близкий к дебильности. Понимает только банальные связи, но хочет делать больше, чем она может, и терпит все время поражения, с которыми не хочет мириться…»

Эти личностные характеристики получены не в результате длительного наблюдения за поведением людей, а на основании трактовки ими черных или цветных пятен неопределенной формы. Испытуемых спрашивают, на что похожи эти пятна? Каждый ответ оценивается по определенной схеме и на основании полученных характеристик судят об интеллекте и особенностях личности испытуемых.

Допустим, что от психологов поступило задание: требуется усовершенствовать эту диагностическую процедуру. Как быть?




ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Тест Роршаха (пятна) должен быть…, и теста Роршаха не должно быть (в прежнем виде).

РЕШЕНИЕ:
Одна из основных тенденций в развитии любых систем – увеличение их изменяемости, подвижности,  пластичности, гибкости. Иначе говоря – динамизация.

Применение компьютерных графических программ позволяет сделать изображение (стимульный тестовый материал) динамически меняющимся во времени. Представьте, как «чернильное» пятно на ваших глазах меняет свои очертания, превращаясь в очередную причудливую фигуру… По характеру интерпретации испытуемым этих изменений можно было бы судить о его личностных особенностях.

Как вариант (требующий, разумеется,  дополнительных научных исследований): испытуемый САМ меняет изображение на экране, выбирая ту фигуру, которая кажется ему предпочтительнее (изящнее, эстетичнее и т.д.)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон динамизации частей системы (по терминологии ТРИЗ)

КОММЕНТАРИЙ:
Тест Роршаха может использоваться не только как личностная методика. В исследованиях обнаружилась связь между отдельными показателями теста и функционированием ряда мозговых структур; появилась возможность оценить связь между способом зрительного восприятия и психикой не с психоаналитических, а с анатомо-физиологических позиций.

Тест Роршаха с успехом используется в психиатрической практике, в профотборе, в выделении детей, опережающих своих сверстников или отстающих в своем развитии.


P.S.  После того, как материал уже был практически готов к публикации, выяснилось, что испытуемый должен не просто рассматривать карточку с изображением, но еще и ощупывать пятна. Результат такого тактильного контакта также отражается в заключении. Что ж, будем думать, как справиться с этой напастью...


Сердечная благодарность Ларисе З. за конструктивные критические замечания относительно особенностей процедуры тестирования.



Комментариев нет:

Отправить комментарий